Previous Entry Share Next Entry
Сказки
crazy_mammy
Так сложилось, что с детства я знала много сказок, но до рождения дочки не задумывалась над тем, какой же смысл в них скрыт. Воспринимала их просто как что-то оторванное от реалий жизни. 
Но вот, 6 лет назад, пришла и моя пора читать и рассказывать сказки. Тогда-то я и задумалась о том, что в популярных сказках воспеваются хитрость, мошенничество, насилие и многое другое, что никак не вяжется с положительным примером для ребенка.
Вот лишь некоторые примеры:
1) Колобок. Самонадеянная булка катается по лесу с полным чувством собственного превосходства над всеми. В конце сказки сцена насилия - лиса съедает колобка. Какой можно сделать вывод? Чтобы быть сытым, нужно быть хитрым. А колобка детям часто становится жалко.
2)Красная шапочка. Волк, конечно, плохой. Он съел бабушку и внучку. Но лесорубы тоже звери еще те! Как-то после финальной сцены дочка спросила меня: "А у волка кровь из животика вытекла, когда ему лесорубы живот разрезали?". Можно только догадываться какие сцены рисует детское воображение в этом кровавом триллере. Волк-то хотя бы целиком глотал, без анатомических подробностей.
Кстати, в современных вариантах пересказа сказки еще и пропаганда алкоголя проводится, потому что мама доверяет своей явно несовершеннолетней дочке-шапочке отнести бабушке бутылку вина и пирог. Почему бы еще и сигареты не подложить?
3)Кот в сапогах. Мошенничество чистой воды! Кот мошенническим путем добивается расположения августейшей особы для своего хозяина, у которого за душой ничего, кроме этого кота и нет. Насильно принуждает крестьян дезинформировать монарха. А под конец еще и обманывает несчастного людоеды и съедает его! 
Сказка не учит тому, что, если хочешь чего-то добиться - трудись. Она показывает выгодность удачного обмана и мошенничества. 
4) Храбрый портняжка - мошенник.
5) Иван-царевич и серый волк. Волк за одну съеденную лошадь попадает в пожизненную кабалу к вору-оболдую царевичу. Причем царевичу все цари открытым текстом говорят о том, что не воровать нужно, а попросить. Ан нет! Он во вкус вошел! И продолжает воровать дальше. Клептоманией это не назовешь, но в правители такого пускать нельзя. 
Причем, волк кобылы-то съел на пару дней сытости, да и то по недосмотру царевича (кто же станет в лесу коня без присмотра оставлять?), а отрабатывал всю сказку не по-детски.
Но он тоже фрукт еще тот, ведь волк же и учил царевича обманывать и воровать. То на стреме постоит, то конем обернется (соучастие, подстрекательство, мошенничество).
Список можно продолжать бесконечно, но не вижу в этом смысла. Надеюсь, что тема сказок раскрыта? :)
Для того, чтобы смягчить эффект от традиционных сказок, пришлось начать придумывать свои.
Причем, дочка помнит все сказки за последние 4 года, поэтому и мне приходится держать в голове все сюжетные линии.
И я решила начать делиться своими сказками , может быть они еще кому-то пригодятся? :)

  • 1
дело в том что наше понимание сказок - отражение нас.

вот например другое понимание колобка:
Жили-были старик и старуха. И захотели они себе испечь колобок. Заметим, чтоздесь речь идёт не о людях среднего возраста, а о древних стариках без указанияих возраста. В этом случае можно сказать, что они существовали вечно. А вечносуществующими считаются только Боги. Таким образом, в начале сказки речь идёт оБоге и Богине, которые пожелали создать человека.

Поскребли они по сусекам, помели они по амбарам и насобирали муки. В этомдействии заключён первый этап создания человеческого существа. Первое телочеловека было создано из мельчайших субчастиц, которые ещё ничем не былискреплены между собой, кроме желания. Это тело было астральным, то есть былопохоже на облако пыли, способное менять свою форму под влиянием чувств.

Взяла старуха воды и замесила тесто из этой муки. Вода это энергия, котораясвязала между собой те субчастицы, из которых был создан человек. Заметим, чтоработу эту делал не старик (Бог), а старуха (Богиня). Второе тело человека былоподобно тесту, которое может то подниматься, то опадать и всё ещё может менятьформу. Можно сказать, что человек искал наиболее приемлемую для жизни плотностьтела. Это тело было эфирным.

Слепив колобок, поставили его в нагретую печь. Когда была найдена наиболееприемлемая для жизни плотность тела, была окончательно определена ивоспроизведена также его форма. Но эту форму необходимо было закрепить, что ибыло сделано с помощью энергии огня. Человек получил физическое тело.
Вытащили колобка из печи и поместили на подоконник, чтобы он остыл, обдуваемыйветерком. Энергия ветра это энергия духовная. Ветер вдохнул душу в колобка(человека).
Осветило колобка солнышко, и ожил колобок и задумался: «Что он здесь делает?».Энергия солнечного света наделила колобка (человека) разумом. Это та искрабожья, которая находится в душе любого человека (Дух). Здесь подразумевается нетолько наше солнце, дарующее всему на Земле энергию жизни, но и Солнце Бога(Ядро Вселенского Разума), наделившее человека сознанием. В этой сказке открывается и обряд крещения новорожденного у древних руссов.Слово крещение произошло от слова крест, который символизирует соединениевоедино четырёх стихий: воды, огня, ветра (воздуха) и света (солнца). Обрядкрещения проходил сразу после рождения и заключался в следующих действиях:новорожденного обмывали водой, знакомя его с ней и прося у воды покровительстванад новорожденным, потом новорожденного подносили к горящему домашнему очагу(печи), знакомя его с огнём и прося у огня покровительства над новорожденным, потомвыносили на улицу и представляли ветру и солнцу, прося и их покровительства надноворожденным. Проводил этот обряд обязательно глава рода или отец ребёнка.Таким образом, обряд крещения у русских язычников был логически законченныммагическим действием, обеспечивающим ребёнку покровительство и защиту четырёхстихий, через которые Бог проявляет себя на Земле. Христианство оставило отполноценного ритуала какой-то его огрызок, исказив так, что совсем не понятно окаком покровительстве идёт речь, и назвали это неподобство таинством ритуала.

и
Из книги Э. Бёрна "Люди которые играют в игры"


...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Hо если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Hи одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней её бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного случая", чтобы в конце истории разразиться словами: "Hу разве это не ужасно! Hельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк...".

2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Hицше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: "Живи с опасностью и умри со славой".

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что

волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?



предоставь разбор и понимание сказок разуму ребенка, он еще лишен комплексов и бытовой лжи взрослых, сам разберется.

Edited at 2012-05-04 05:57 am (UTC)

ребенку было безумно жалко волка. Но не потому что им манипулировали, а потому что ему вспороли живот :) кстати, в наших книжках на этом все и заканчивается, вариант с камнями я дочке даже не стала читать

Harmy, боюсь, что ребенку трудно строить такие рассуждения :)

так я про то и говорю :)
ребенки из сказок делают совершенно другие выводы, именно поэтому важно после прочтения узнать как ребенок понял сказку, какие выводы сделал и, если требуется, откорректировать и объяснить.
если ты сейчас будешь сама пересочинять известные сказки, то потом, когда ребенок узнает вариант сказки который знают ВСЕ ДРУГИЕ дети или увидит в мультиках, будет внутренний конфликт: почему мама мне рассказала не так, не знает или врет, обманывает??
это конечно крайний случай, но...
кстати я сам часто переделывал сказки и сочинял новые, прошло лет 10, а дочь помнит :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account